В немом кино был актер Лон Чени, который подвизался на ролях разномастых монстров, уродов и негодяев - озверевшие мумии, творение доктора Франкенштейна - он все мог. А главное, славился своим умением гримироваться. Существует такой исторический анекдот: Идет Чарли Чаплин с приятелем по парку и дорогу перебегает большой жук. Приятель Чаплина заносит ногу и намеревается жука раздавить. Чаплин останавливает его со словами:"Осторожнее. может быть это Лон Чени в новом гриме".
Ниже отрывок о
традициях нанесения грима в театре кабуки, который, как известно, был предтечей джей-рока.
читать дальшеХарактер пьес Кабуки совершенно иной. Театр Кабуки более динамичен, порой экспрессивен. Если Но сформировался при дворе правящего сословия в ХIV-ХV веках как мистериальное действо, проникнутое высоким духом дзэн, то Кабуки был создан народом и для народа, он демократичен по своей природе. Несмотря на то, что многие пьесы Кабуки воспроизводят сюжеты Но, подход к раскрытию сюжета, специфике актерской игры, сами средства художественной выразительности здесь иные. Можно назвать Кабуки “театром развлечения” в отличие от “театра сосредоточения” Но. Именно в Кабуки было создано удивительное, привлекающее взор и ошеломляющее искусство грима – кумадори.
Как указывают источники, идея создания особого способа гримировки, позже названного кумадори, принадлежит актеру Итикава Дандзюро. Впервые он использовал его в 1673 году. Грим имел ошеломляющий успех и с тех пор стал неотъемлемой частью спектакля Кабуки.
Кумадори – это не просто грим: цвет, способ наложения полос весьма символичен и является главным составляющим звеном характеристики персонажа. При этом зачастую кумадори выявляет скрытые стороны характера героя. В кумадори носителем положительного начала является красный цвет. Им подчеркивается страстность, доблесть, справедливость. Синий цвет выявляет худшие стороны человека: злобу, безнравственность, подлость. Божественность, потусторонность символизируется черным, иногда алым цветом. В театр Кабуки, культивирующем всевозможные эффекты, можно увидеть даже загримированный язык или мгновенную смену грима прямо на сцене (в соответствии со сменой персонажа). По свидетельству Гундзи Масакацу – одного из исследователей Кабуки – актер Дандзюро Девятый “в сценах, где он должен изобразить гнев, напрягал да лице вены и широкими мазками наносил прямо на вздутые вены грим. При тусклом свете фонаря эти грубо нанесенные полосы грима двигались, словно живые, и производили на зрителя неизгладимое впечатление.” В Кабуки существует обычай делать отпечаток грима кумадори с лица актера на лист белой бумаги. Это называется “осигами”. Подобные отпечатки используются как настенные украшения; осигами знаменитых артистов хранятся в театральных музеях.
Помимо кумадори в Кабуки очень интересен грим актеров в амплуа оннагата (женские роли). Как и в Но, все роли здесь исполняются мужчинами. Мастерство передачи женского характера, голоса, пластики доведено актерами оннагата до столь высокой степени, что их считают более женственными, нежели сами женщины, образцом изящества и вкуса. Искусство оннагата называют “искусством правдоподобного воплощения стилизованной идеальной женщины”. Примечательно, что в тех редких случаях, когда до участия в спектакле Кабуки допускаются женщины-актрисы, они могут играть, лишь подражая оннагата – т.е. актеру-мужчине!
А вот Томо в "Fushigi Yuugi" интерпретирует цвета грима иначе - черный - преданность, синий - стратегия, золотой - гармония ("black: loyalty, blue: strategy, and gold: harmony; which is in keeping with traditional Chinese Opera make-up symbolism.") Правда это уже китайская опера. Надо заметить, что красные акценты делают его в таком случае не безнадежным злодеем.
Вот только как тогда быть с идентичными масками красного и синего цвета - синий демон плохой, а красный - хороший и пушистый?
Например -